Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865–1941)
Будущий русский писатель, философ, литературовед Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских.
Отец литературного деятеля, Сергей Иванович Мережковский, к концу карьеры достиг значительной должности, а на момент рождения сына служил в чине действительного статского советника. Мать писателя — Варвара Васильевна Мережковская, урожденная Чеснокова, — дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.
Со своим отцом у Дмитрия Сергеевича сложились непростые отношения. Отчужденность Сергея Ивановича стала позднее источником для философской рефлексии писателя. Напротив, мать активно участвовала в его интеллектуальном развитии. И в этическое становление Дмитрия Мережковского ее вклад трудно переоценить.
Во время своего обучения в Третьей классической гимназии Петербурга Дмитрий Мережковский увлекся поэзией. Уже в 1880 г. начинающий поэт дебютировал в журнале «Живописное обозрение», в котором были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В следующем году стихотворение «Нарцисс» вошло в благотворительный литературный сборник под названием «Отклик».
В начале мая 1888 г., поэт окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и отправился в путешествие по России. В 1888 г. помимо выпуска своего первого сборника «Стихотворения», Мережковский опубликовал первую поэму «Протопоп Аввакум».
Одним из своих первых учителей Мережковский считал Глеба Успенского. Проживавший в те годы в своей усадьбе близь Чудова Новгородской губернии, Глеб Иванович принял у себя молодого поэта. Литераторами обсуждалась религиозная философия и пути творческого переосмысления народного миросозерцания. Под влиянием Успенского Мережковский еще летом 1883 г. во время студенческих каникул совершил путешествие по Волге, где познакомился с народным проповедником, близким к «толстовству», Василием Сютаевым, основателем религиозного учения «непротивленчества и нравственного самоусовершенствования».
Венчание Дмитрия Мережковского с писательницей Зинаидой Гиппиус и переезд молодоженов в Санкт-Петербург состоялись в 1889 г. Тандем двух выдающихся литературных деятелей изначально предполагал «разделение сфер деятельности»: Мережковский писал только стихи, а его жена – только прозу. Но под влиянием друг друга супруги отошли от этого соглашения.
Разочаровавшись в позитивизме, Дмитрий Сергеевич начал активно участвовать в зарождении русской декадентской культуры. Его книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) явилась одним из первых «программных» документов русского декаданса.
Две сестры Зинаиды Гиппиус — Татьяна и Наталья с 1930-х гг. жили и работали в Новгороде. Пребывали на новгородской земле и супруги Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна. Лето 1911 г. поэт вместе со своей женой и ее сестрами провел в имении А.В. Малышева в деревне Подгорное (ныне Маловишерского района Новгородской области).
Зинаида Гиппиус писала: «… На вокзале в Санкт-Петербурге нас встретили сестры и Оля Флоренская: она провела с нами все лето, в имении Подгорном (в большой Новгородской глуши). Кроме нее долго жил там с нами профессор А.А. Мейер наш новый друг и не первое лето жила с нами сестра В. Соловьева, Поликсена, поэтесса, она любила русскую природу, леса, как Дмитрий Сергеевич».
Именно в этом имении Дмитрий Мережковский закончил роман «Александр I» и приступил к работе над произведением «14 декабря», посвященном декабристскому восстанию.
Времяпрепровождение Мережковского в имении Малышева в свое время могло остаться неизвестным для широкой публики. Интересно, что факт пребывания четы литераторов был обнаружен благодаря Петербургскому Охранному отделению. Тайная полиция в начале 1911 г. взяла под негласный надзор Мережковского с женой. Причиной послужило их знакомство с эсером и террористом Борисом Савинковым.
Наиболее значительным прозаическим произведением Мережковского принято считать трилогию «Христос и Антихрист», выходившую в период с 1896 по 1905 гг. Основная тема этого произведения заключается в вечной борьбе между Христом и Антихристом, которая обостряется в критические моменты истории. Книги трилогии стали образцом романного цикла для литературы модернизма и поспособствовали развитию жанра экспериментального романа. В своих романах Мережковский излагает свои интерпретацию философии истории и представления о будущем человечества.
Заняв враждебную позицию по отношению к установившейся советской власти, в 1920 г. Мережковский с женой отправились в эмиграцию, обосновавшись в Париже. В последующие годы писатель создал ряд историко-религиозных эссе, активно трудился и в эмиграции, выпустив несколько и исторических пьес: «Павел I» (1908), «Царевич Алексей» (1920) и романы «Александр I» (1912), «14 декабря» (1918).
Один из основателей русского символизма, новооткрыватель религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался в 7 декабря 1941 г. в Париже.