Абрамов Федор Александрович (1920–1983)

Выдающийся советский писатель, литературовед и публицист, один из наиболее значительных представителей направления «деревенской прозы» в русской литературе 1960–1980-х годов. Его творчество характеризуется глубоким социальным анализом и принципиальной гражданской позицией, направленной на правдивое отображение жизни советской деревни. Особое значение для формирования художественного мира писателя имела Новгородская земля, которую он воспринимал как историческую прародину русского Севера.
На хуторе Дорищи в Окуловском районе, летом 1950 года был написан его первый и ключевой роман «Братья и сёстры», открывающий знаменитую тетралогию. Поселение располагалось близ деревни Хорино, живописно раскинувшейся на берегу озера. История этих мест уходит вглубь веков — первое упоминание о Хорине встречается в Переписной оброчной книге Деревской пятины Новгородской земли 1495 года. В начале XX века здешние красоты привлекли внимание адвоката Верховной палаты Сергея Тришатного, приобретшего дачу на так называемой Малохоринской Горке, что до сих пор сохранилось в местной памяти как Барская Мыза.
На хуторе Дорищи, в доме крестьянина Трофима Уткина, летом 1950 года поселились Федор Абрамов и его друг, художник Федор Мельников. Как свидетельствуют архивные материалы, в том числе «Похозяйственная книга местечка Выселок Дерняковского сельсовета 1940–1942 гг.», Уткин был реальным историческим лицом, жителем этих мест.
Окруженный глухой стеной леса, хутор представлял собой уединенное место, идеально подходившее для творческой работы. Абрамов трудился здесь над первыми главами романа, запечатлевшего драматическую судьбу деревни в военные и послевоенные годы. Писатель и художник полностью погрузились в местную жизнь: они регулярно ходили в соседний рабочий поселок Дерняки, где Мельников занимался оформлением сцены местного клуба, создав задник с изображением типичного русского пейзажа с березами и сочной травой, который долгое время украшал сельские мероприятия.

Позднее, в конце 1970-х годов, Абрамов вновь вернется в новгородские края в рамках творческой командировки по развитию Нечерноземья. Результатом станет цикл очерков, созданных в соавторстве с поэтом А. Чистяковым: «Пашня живая и мертвая» (1978), «От этих весей Русь пошла» (1981) и опубликованный посмертно «На ниве духовной: о чем молчат колокола» (1986). В этих работах писатель с гражданской прямотой анализировал социально-экономические проблемы сельского хозяйства: запустение пахотных земель, депопуляцию деревень, отсутствие инфраструктуры. Параллельно поднимались вопросы сохранения историко-культурного наследия, что перекликалось с его личным интересом к новгородской истории, выраженным в миниатюрах «Дух прародины» и «Поэзия славянских названий».
Новгородская земля, включая малоприметные на первый взгляд хутора Дорищи и деревню Хорино, сыграла ключевую роль в творческой биографии Федора Абрамова. Именно здесь формировался его уникальный художественный метод, сочетавший глубокое знание деревенской жизни с социальным анализом и философским осмыслением национальной идентичности. Эти места стали не только источником творческого вдохновения, но и пространством, где рождалась литература, претендующая на роль честного документа эпохи и сохраняющая свою актуальность в контексте современных дискуссий о путях развития российской деревни.