Аничков Евгений Васильевич (1866–1937)

Усадьба Ждани. Начало XX в. (До наших дней не сохранилась)
Вошёл в историю как крупный русский учёный, проявивший себя в области истории литературы, критики, фольклористики и прозы. Родился Евгений Васильевич в родовой усадьбе Ждани, расположенной в Боровичском уезде Новгородской губернии. Поместье, находившееся на правом берегу реки Мсты, напротив современного посёлка Волгино, принадлежало дворянскому роду Аничковых с XVI века.
Образование Евгений Аничков получил превосходное: завершив обучение в одной из петербургских гимназий, он стал студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, который успешно окончил в 1892 году. Значительное влияние на формирование его научных взглядов оказал академик Александр Николаевич Веселовский, чьи теоретические положения Аничков в дальнейшем творчески развивал. Университетские годы ознаменовались и испытаниями: в 1887 году его отчислили за участие в студенческих волнениях и направили на военную службу на Украину, однако позднее он сумел восстановиться и завершить обучение.
Академическая деятельность Аничкова началась в 1895 году с должности приват-доцента в Киевском университете на кафедре истории западноевропейских литератур. В 1901 году он возглавил эту кафедру. Круг его научных интересов отличался широтой: он неоднократно совершал поездки в Лондон и Париж для изучения провансальского языка и наследия Шекспира. В том же году, сотрудничая с известным социологом М. М. Ковалевским, Аничков активно участвовал в создании Русской высшей школы общественных наук в Париже, занимая там пост секретаря и преподавателя. Признанием его международного авторитета стало приглашение прочитать цикл лекций по славянскому фольклору и сравнительной мифологии в Оксфордском университете.
В 1902 году Аничков вернулся в Россию и продолжил педагогическую работу в Санкт-Петербурге в качестве приват-доцента университета и преподавателя на Высших женских (Бестужевских) курсах. С 1908 года он занимал должность профессора Петербургского психоневрологического института. Его дом на Каменном острове стал заметным культурным центром, который регулярно посещали многие представители творческой интеллигенции, в том числе его друг, поэт Александр Блок.
Научное наследие Аничкова отличается масштабом. К ключевым трудам относятся «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян» (1903) и монументальное исследование «Язычество и Древняя Русь» (1914), сосредоточенные на анализе славянского фольклора и мифологических реминисценций в литературе. В этих изысканиях он, продолжая традиции Веселовского, предложил новаторскую концепцию, выводящую происхождение искусства не из игры (в отличие от воззрений Шиллера и Спенсера), а из обрядовой магии.
Эти работы были отмечены почётными Уваровской и малой Ломоносовской премиями. Помимо исследований в области фольклора, Аничков проявил себя как вдумчивый литературный критик. Он издал сборники «Литературные образы и мнения» (1904), где разбирал творчество М. Горького, Л. Андреева, В. Брюсова, К. Бальмонта; «Последние побеги русской поэзии» (1908); «Предтечи и современники» (1910), посвящённый творчеству Э. Золя, Э. По, Ш. Бодлера, П. Верлена, О. Уайльда, А. Франса. Также он выступил как автор биографии и редактор Полного собрания сочинений Н. А. Добролюбова.
Революция 1917 года коренным образом изменила его жизнь. Оказавшись в эмиграции, Аничков не оставил научно-педагогической деятельности. С 1920 по 1925 год он занимал должность профессора Белградского университета, а с 1926 года — университета Скопье. Он играл активную роль в жизни русской эмиграции: возглавлял Русскую академическую группу в Белграде, состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Югославии (будучи заместителем председателя), а также был главным редактором «Белградского Пушкинского сборника». Его супруга, Анна Митрофановна Аничкова, также литератор, осталась в России и вплоть до 1927 года проживала в родовом имении Ждани, которое она сдавала в аренду под Дом отдыха для писателей.
Уроженец Боровичского уезда Евгений Васильевич Аничков скончался в 1937 году и был похоронен на Новом кладбище в Белграде. Оставленное им богатое научное и литературное наследие сохраняет актуальность и продолжает привлекать внимание историков, филологов и культурологов.