Антонов Сергей Петрович (1915–1995)
Родился 16 мая 1915 г. в Петрограде в семье инженера-путейца. Детство будущего писателя прошло в атмосфере технического рационализма – его родители скептически относились к гуманитарным наукам и художественной литературе. Однако уже с десятилетнего возраста Сергей Антонов начал сочинять стихи и рассказы, увлекался рисованием и шахматами; некоторые из его шахматных задач даже публиковались в специализированных изданиях.
После окончания школы Сергей Петрович работал бетонщиком, каменщиком и арматурщиком на различных стройках по всему Советскому Союзу – в Поволжье, на Урале, в Средней Азии. В 1938 г. он завершил обучение в Ленинградском автодорожном институте и начал работать инженером-строителем, параллельно преподавая в дорожно-механическом техникуме.
Судьбоносным для Сергея Антонова стала военная служба. Он участвовал в Советско-финской войне, а с началом Великой Отечественной войны в первые же дни добровольно ушел на фронт. Служа в дорожно-строительных частях, Антонов прошел Ленинградский, Волховский и 2-й Прибалтийский фронты, участвовал в боях под Лугой, Шимском, Крестцами, в освобождении Новгорода. В это время им был написан очерк «Счастье», посвященный судьбе татарского поэта Мусы Джалиля. В должности начальника производственно-технического отдела 8-го военно-дорожного управления он руководил строительством мостов и укреплений, закончив войну в звании инженер-майора.
Фронтовые воспоминания позже легли в основу его литературного творчества – цикла рассказов «На военных дорогах», куда вошел, например, рассказ «Нестроевики». В нем автор описывает работу своей тыловой части, которая через болота день и ночь прокладывала деревянные дороги к передовым позициям Волховского фронта.
После демобилизации Сергей Петрович вернулся к мирной жизни, работая прорабом на восстановлении Ленинграда и продолжая преподавать. Однако литературное творчество, увлекшее Сергея Петровича в военные годы, в мирное время побудило его к новым экспериментам. В 1947 г. был опубликован его первый рассказ «Весна», получивший одобрение Константина Паустовского на Всесоюзном совещании молодых писателей.

1950-е гг. стали временем творческого расцвета писателя. Опубликованные сборники рассказов «По дорогам идут машины» (удостоенный Государственной премии в 1961 г.) и «Мирные люди», повести «Поддубенские частушки», «Дело было в Пенькове» принесли ему широкую известность. Основной темой его произведений, отличавшихся классической точностью языка и интересом к нравственной проблематике, стала жизнь советской деревни. Особенно читателям полюбились лирические женские образы Антонова – нежные, чистые, стремящиеся к самоотверженной любви. Многие его работы были экранизированы и стали классикой советского кинематографа: «Дело было в Пенькове» (1957), «Пришел солдат с фронта» (1971), «Порожний рейс» (1963).
В поздний период творчества Антонов обратился к масштабной исторической прозе, создав трилогию: «Царский двугривенный» (о 1920-х гг.), «Овраги» (о коллективизации) и «Васька» (о строительстве метро). Параллельно он активно занимался литературной критикой, опубликовав несколько значительных работ по теории рассказа.
Скончался прозаик, критик и сценарист Сергей Петрович Антонов 29 апреля 1995 г. в Москве, оставив после себя богатое литературное наследие.