Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917)

Этнограф и фольклорист родился 13 ноября 1836 г. в селе Логиново Череповецкого уезда Новгородской губернии, в семье сельского священника. Завершив обучение в Устюженском духовном училище, затем закончив Новгородскую духовную семинарию, Елпидифор Васильевич в 1857 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию и окончил ее в 1861 г.

Из письма Барсова историку Оресту Миллеру от 11 марта 1868 г. мы узнаем подробности биографии Елпидифора Васильевича: «Вырос я на берегах реки Андоги и в раннем детстве любил плакать с плакавшими на погосте. Как сейчас помню одну женщину, которая горько рыдала над могилой и внятно рассказывала свое горе матушке сырой земле. Впечатление это глубоко укоренилось в душе моей и часто всплывало в сознании в продолжение моего образования в Новгородской семинарии и Петербургской духовной академии».

Глубокий интерес к народному творчеству не ослаб за годы обучения. Будучи преподавателем Петрозаводской духовной семинарии, исследователь увлекся изучением фольклора Северо-Запада России. Промежуточным итогом его деятельности стал трехтомник «Причитания Северного края» (1872—1886), основанный на творчестве известной русской сказительницы Ирины Андреевны Федосовой. Книги содержали тексты множества жанров, таких как духовный стих, баллада, былины, причитания. Эта работа принесла исследователю не только известность, но и медаль Русского Географического общества и Уваровскую премию.

Причитанья Северного края. 1872 г.

С 12 марта 1870 г. Елпидифор Васильевич стал действительным членом Общества любителей Российской словесности при Московском университете. После переезда в Москву, Барсов устраивается в Румянцевский музей (ныне Российская государственная библиотека).

Ученый вошел в Общество истории и древностей российских, где занимал должность секретаря более 25 лет, с 1881 по 1907 гг., и был редактором его издаваемых «Чтений». В этом журнале к концу 1880-х гг. вышла трехтомная работа Елпидифора Васильевича «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси». Анализ исследователя носит не только исторический, но и филологический характер. В своем труде он приводит палеографический и текстологический анализ литературного памятника.

В своей научной деятельности он исследовал древнерусскую письменность и быт, и по количеству опубликованных работ принадлежит к самым продуктивным исследователям своего времени.

На протяжении своей жизни Елпидифор Васильевич собирал памятники старины. В его собрании находились рукописи, произведения древнерусской литературы, старинные монеты, оружие, портреты и иконы. Коллекция литературы и рукописей Барсова была удостоена Уваровской премии.

Елпидифор Васильевич. 1910-е гг.

Елпидифор Васильевич с радостью делился своими находками, когда был уверен, что они послужат просвещению и воспитанию уважения к знаниям и интереса к истории. В 1878 г., откликнувшись на предложение Череповецкой городской думы помочь в создании историко-археологического музея, Барсов пожертвовал городу свое нумизматическое собрание, коллекцию древнерусского оружия и портреты великих князей.

Он также собирал произведения старообрядческой литературы и рукописи, связанные с историей церковной реформы, и составил описание рукописного собрания Выголексинского Поморского монастыря Олонецкой губернии. К началу XX в. кол­лек­ция Барсова насчитывала свыше 1500 ру­ко­пи­сей по ис­то­рии церковного рас­ко­ла и ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, мно­го­численные со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей, ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг. Барсов создал уникальную коллекцию древнерусских рукописей, которая хранится в Государственном историческом музее и Российской государственной библиотеке.

Выдающийся русский фольклорист Елпидифор Васильевич Барсов скончался 2 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Донском кладбище.

Памятные места