Чюмина Ольга Николаевна (1864–1909)

Будущая поэтесса, переводчица, драматург и сатирик родилась в Новгороде в семье военного. Ее отец, Николай Владимирович Чюмин, был майором резервного батальона пехотного полка. Предки поэтессы, предположительно, имели татарские корни и вели свой род от князя Джюмы (Джумины). Дед служил в гвардии, но после 1823 г. оказался в отдаленных гарнизонах, а по семейным преданиям, даже участвовал в декабристском восстании и был сослан на Кавказ.

Ольга Чюмина получила хорошее домашнее образование, овладела несколькими иностранными языками. После рождения Ольги Николаевны семья переехала в Финляндию, где прошло детство Ольги. Однако каждое лето они возвращались в Старую Руссу для лечения на минеральных водах. Там Чюмина познакомилась с актрисой В. Самойловой-Мичуриной, что пробудило в ней интерес к театру. В 1875–1876 гг. Ольга Николаевна жила в Санкт-Петербурге, изучая английский язык. После отставки отца в конце 1870-х гг. семья вернулась в Новгород, где Ольга занималась музыкой, участвовала в любительских спектаклях и начала писать стихи.

Первая публикация Чюминой – стихотворение «На смерть М. Д. Скобелева» (1883). Затем ее стихи печатались в периодических изданиях «Русь», «Живописное обозрение», «Новое время». В 1885 г. она переехала в Петербург, где вошла в литературные круги, познакомившись с А. Плещеевым, Я. Полонским, А. Сувориным.

В 1886 г. Ольга Николаевна вышла замуж за офицера Г. Михайлова и жила в Новгороде, откуда продолжала присылать стихи и статьи в столичные издания. В 1890-х гг. супруги переехали в Петербург, где поэтесса организовала литературный салон, который посещали многие писатели и актеры. В 1889 г. в столице, в типографии А. С. Суворина, вышел сборник «О. Н. Чюмина (Михайлова). Стихотворения. 1884-1888». В него вошли и оригинальные стихотворения, и переводы из В. Гюго, Ф. Коппе, П. Бурже и др. Этот сборник был отмечен «почетным отзывом Императорской Академии наук».

Также Ольга Чюмина активно занималась переводами: Данте («Божественная комедия»), Мильтона («Потерянный рай»), Байрона, Теннисона, Гофмансталя. За перевод Мильтона она получила половинную Пушкинскую премию (1901).

После революции 1905 г. поэтесса начала активно выступать за демократические идеалы. В период с 1905 по 1907 гг. Ольга Чюмина проявила себя как яркий политический сатирик, публикуя в газетах «Наша жизнь», «Товарищ», «Сигнал» острые политические стихи под псевдонимами «Бой-Кот» и «Оптимист». Ее «Колыбельная песня» (пародия на приказ генерала Трепова «патронов не жалеть») стала народной революционной песней. За сатиру на великую княгиню Марию Павловну Чюмину привлекли к суду, но оправдали благодаря адвокату Оскару Грузенбергу.

Несмотря на стремительно ухудшающееся здоровье Ольга Чюмина продолжала активную творческую деятельность. За год до ее смерти вышел сборник стихов «Осенние вихри» (1908). Поэтесса скончалась в 1909 году и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Несмотря на жизнь в столице, Чюмина сохранила связь с родным краем, а ее творчество отразило историческую память о Новгородской земле. Новгород стал для нее не только местом рождения, но и символом утраченной вольности, а Старая Русса – городом, где она впервые соприкоснулась с театром и литературой. Ее стихи о Новгороде остаются поэтическим памятником былой славе этого древнего города.

Новгород

Великий Новгород! Тебя ли пред собой
Я вижу, с навсегда поникшею главой?
Ты ль это, исполин, когда-то величавый,
Гремевший далеко богатствами и славой —
Стоишь развенчанный? И храмы лишь одни
Напоминают нам твои былые дни!

Святая София! от этих гордых слов
Как бились радостно сердца твоих сынов!
А мы, внимая им с улыбкой сожаленья,
Читаем лишь одни страницы разрушенья
Когда-то гордых стен и башен боевых —
Величья прежнего свидетелей немых…

Да, грозен был, кровав печальный твой конец,
Разрозненных славян надежда и боец;
Не мог ты отстоять наследье Ярослава,
Померкнула в боях испытанная слава,
Ты их не пережил, замолк… и навсегда
Затмилась вольности блестящая звезда!

Замолкнул громкий звон на башне вечевой,
Народа гордый клич не слышен боевой,
И молча ты стоишь, как памятник унылый,
Над этой славною безвременной могилой.
И только Волхов, твой старейший, лучший сын,
К тебе по прежнему ласкается один…

1884 г.