Хлебников Велимир (1885–1922)

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) – русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда, родился 9 ноября 1885 г. в Астраханской губернии.

Отец поэта по долгу службы должен был часто менять место жительства. В 1898 г. Хлебниковы переехали в Казань, где будущий поэт поступил в 3-ю казанскую гимназию.

Он особенно любил биологию и математику, в старших классах начал сочинять стихи. В 1903 г. Хлебников поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Виктор Владимирович Хлебников начал ездить в экспедиции, вступил в общество естествоиспытателей, делал орнитологические записи.

К 1904 г. относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он попытался опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав ее в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безрезультатно.

В 1908 г. Виктор стал студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета. Затем он перешел на историко-филологический факультет. Но получить диплом Хлебников так и не смог, покинув учебное заведение спустя три года.

С 1908 г. Хлебников налаживает связи с представителями русского символизма Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Хлебников начинает интересоваться славянской языческой традицией и народным русским языком, что нашло свое отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как Снезини, Смехини, Березомир, Древолюд и другие.

В сентябре 1908 г. поэт познакомился с авангардистом Василием Каменским, являвшимся на тот момент заместителем главного редактора литературного журнала «Весна». Своим литературным дебютом Хлебников был обязан именно журналу «Весна», в котором в октябре того же года было опубликовано стихотворение в прозе «Искушение грешника».

В известном произведении поэта «Бобэоби пелись губы…» автор не только пытается создать художественный пафос через слово, он ставит слово на первое место, разворачивает и заглядывает к нему внутрь:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

В марте 1910 г. его стихотворение «Заклятие смехом» появилось в сборнике «Студия импрессионистов»:

 О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

В этот же период Каменский, Бурлюк и Хлебников организуют группу – «будетляне» (от слова «будет») и преступили к созданию сборника «Садок судей», который был опубликован в апреле 1910 г.

1912 г. ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги «Учитель и ученик», в которой были изложены представления поэта о «законах времени». В этом же году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», значительная часть которого состоял из стихов Велимира Хлебникова.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Предварявший сборник манифест, написанный Бурлюком, Крученых, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских литераторов.

Декабрь 1913 г. был ознаменован публикацией первого авторского поэтического сборника Хлебникова. Он получил название «Ряв!» и был издан при помощи Алексея Крученых. Уже в феврале 1914 г. Давид Бурлюк (с которым Хлебников был в ссоре из-за разногласий по поводу Маринетти) издал первый том собрания сочинений Хлебникова, снабдив его восторженным предисловием.

Весной 1916 г. Хлебников уехал в Астрахань и оттуда 8 апреля был мобилизован на военную службу. В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений, которые позже составили поэму «Война в мышеловке». Через знакомых поэту удалось получить отпуск весной 1917 г. после которого в армию он больше не вернулся.

Конец лета и осень 1919 г. Хлебников провел в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там поэт спасался от призыва в белую армию, которая в 25 июня заняла город. Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др.

Хлебников в начале 1920-х гг. отправился в путешествие по Ирану, где им был создан большой цикл стихотворений, а также начата поэма «Труба Гульмуллы», завершенная в конце 1921 г.

В мае 1922 г. поэт начал страдать от малярии. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Петр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две-три недели побыть в Санталове Крестецкого уезда Новгородской губернии. После приезда Хлебников какое-то время работал учителем.

В письме к врачу А.П. Давыдову Хлебников сообщал печальные вести о своем здоровье. Вскоре после приезда в Санталово Хлебников слег, пораженный параличом. Удаленность от крупных городов делала невозможной оказание квалифицированной медицинской помощи. Поэт был помещен в больницу в поселке Крестцы, но через несколько недель выписан оттуда как безнадежно больной. Митурич перевез почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 г. в 9 часов утра Хлебников скончался.

Виктор Владимирович Хлебников был похоронен на ближайшем от Санталово кладбище в деревне Ручьи, рядом с церковью Георгия Победоносца. В середине августа 1960 г. прах его был извлечен из могилы и перевезен в Москву, где на Ново-Девичьем кладбище и погребен (участок № 8, ряд 6, место 16).

 

 

 

Памятные места