Изюмский Борис Васильевич (1915–1984)

Будущий писатель родился в Царицыне (ныне Волгоград), а его детство и юность прошли в Таганроге. Тяга к знаниям и литературе проявилась у Бориса Васильевича рано, однако путь к призванию оказался непростым. Он работал грузчиком, затем токарем на инструментальном заводе. По путевке завода был направлен на учёбу в Ростовский педагогический институт. Был исключён из института и из комсомола за участие в организации литературного вечера поэта Вартанова, позднее арестованного как «врага народа». Чуть позже его восстановили ввиду недостаточных оснований для исключения. Именно в Ростовском пединституте, на историческом факультете, он начал свой литературный путь, публикуя первые стихи и фельетоны под псевдонимом «КарандАш».

Великая Отечественная война резко изменила его жизнь. Изюмский ушёл на фронт добровольцем, служил в кавалерии и артиллерии, командовал стрелковой ротой, защищал Сталинград, был трижды ранен и награждён орденом Красной Звезды. После тяжёлого ранения его ждало новое поприще: в 1944 году он стал преподавателем истории, психологии и логики в только что созданном Новочеркасском суворовском училище. Семь лет работы с мальчишками, чьи отцы погибли на войне, стали бесценным материалом для его самой знаменитой книги — повести «Алые погоны» (1948). Это проникновенное произведение о становлении характеров, долге и дружбе принесло писателю всенародную славу, было переведено на многие языки и экранизировано.

Историк по образованию, Изюмский всю жизнь питал глубокий интерес к прошлому России, что вылилось в целую плеяду увлекательных исторических повестей. Особую связь, творческую и исследовательскую, он поддерживал с Новгородской землёй. Главным мостом, соединившим писателя с северной русской стариной, стала его повесть «Тимофей с Холопьей улицы» (1958), позднее издававшаяся как «Тимофей Новгородец». В этом произведении о XIII веке Изюмский воссоздал жизнь вольного города, его ремёсла, торговлю и героическую борьбу с внешними угрозами. Для него, всегда стремившегося к достоверности, было принципиально важно увидеть места описываемых событий.

В 1956 году он специально приехал в Новгород для творческих встреч, впитывая впечатления от города и его возрождающихся памятников. Этот интерес позже нашёл отражение и в сборнике «Град за Лукоморьем» (1972), чьё название является поэтическим обозначением новгородских земель. Параллельно он создавал и другие исторические произведения: «Ханский ярлык», «Бегство в Соколиный бор», «Зелен-камень», где скрупулёзная достоверность сочеталась с ярким художественным языком. Особое место в его творчестве занял роман «Плевенские редуты» об освобождении Болгарии, за который в июне 1979 года писатель был удостоен болгарского ордена Кирилла и Мефодия.

Однако Изюмский был не только мастером исторического жанра. В середине 1950-х годов судьба привела его в только создававшийся Волгодонск, где начиналась грандиозная стройка химического комбината. Писатель остался здесь на несколько лет, став подлинным летописцем нового города. Его повести «Лешка», романы «Девять лет» и «Море для смелых», сценарий фильма «Город у моря» запечатлели романтику и труд первых строителей. Он стал зачинателем художественной литературы о Волгодонске и инициатором создания местного литературного объединения, за что ему было присвоено звание Почётного гражданина города.

Последние годы жизни писатель провёл в Ростове-на-Дону, активно участвуя в литературной и общественной жизни. Его итоговым произведением можно считать роман о войне «Небо остаётся…», где он снова обратился к пережитому, осмысливая судьбу своего поколения.

Книги Бориса Изюмского, пронизанные идеями патриотизма, нравственной стойкости и человеческого достоинства, остаются актуальным и сегодня. Писатель, учитель и солдат, он всей своей жизнью доказал, что настоящая литература рождается на пересечении большой истории и частной судьбы, верности долгу и любви к людям.