Лесков Николай Семёнович (1831–1895)

Выдающийся русский писатель, творчество которого оставило значительный след в литературе XIX века. Он родился в селе Горохово Орловской губернии в семье мелкого чиновника, выходца из семинаристов. Детство Лескова прошло в поместье родственников, а позже семья переехала в село Панино Кромского уезда, где отец приобрёл дом. Мать писателя была глубоко верующей православной женщиной и именно она привила сыну христианские ценности, впоследствии нашедшие отражение в его произведениях.
Образование Лесков начал в Орловской гимназии, однако из-за трудностей в учёбе в 1846 году не смог сдать переводные экзамены и был вынужден её оставить. После этого он начал работать писцом в Орловской палате уголовного суда. В 1849 году Лесков переехал в Киев, где его дядя, профессор медицины С. П. Алферьев, познакомил его с местной интеллигенцией. В Киеве Лесков увлёкся учебой: он стал вольнослушателем в университете, посещал лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву и анатомии. Кроме того, Киев произвёл на него сильное впечатление древнерусской архитектурой и живописью. В этот период Лесков выучил украинский и польский языки, познакомился с такими выдающимися деятелями культуры, как Тарас Шевченко, Марко Вовчок и Александр Котляревский. Творчество этих писателей, а также польских авторов, таких как Адам Мицкевич и Юзеф Крашевский, оказало влияние на формирование его литературного стиля.
Писательскую карьеру Лесков начал как журналист, публикуя очерки и статьи на актуальные темы того времени: крестьянское расселение, социальная гигиена, борьба с пьянством. Его первые художественные произведения были посвящены жизни крестьян. Среди них выделяются рассказы «Погасшее дело» (1862) и «Язвительный» (1863). Одним из наиболее значимых произведений раннего периода творчества Лескова стала повесть «Житие одной бабы» (1863), которая позже была переработана и получила название «Амур в лапоточках».
В 1870–1880-х годах Лесков сблизился со Львом Толстым, что оказало большое влияние на его творчество. Под влиянием Толстого писатель стал больше интересоваться философско-религиозной проблематикой. В 1872 году вышел его роман «Соборяне», положивший начало циклу произведений о народных праведниках. В этот цикл вошли такие работы, как «Несмертельный Голован», «Однодум», «Пугало» и «Фигура». В них Лесков изображал сильных духом людей, преданных Русской церкви и боровшихся за справедливость. Особое внимание писатель уделял персонажам, которые выражали скрытые национальные силы. Например, в «Соборянах» протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын предстают как бесстрашные противники церковной бюрократии. Тема праведничества также раскрывается в повести «Очарованный странник» (1873), где главный герой Иван Флягин, беглый крепостной, странствует по Руси в поисках смысла жизни.
Лесков неоднократно бывал в Новгородском крае, что отразилось в его творчестве. В 1865 году он провёл около месяца в селе Подберезье Новгородской губернии, а в 1880 году посетил Старую Руссу. Эти поездки стали источником вдохновения для некоторых его произведений. Например, в книге очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878) Лесков использовал документальные данные о новгородском духовенстве, в частности об архимандрите Фотии, настоятеле Юрьевского монастыря. В сатирических очерках «Епархиальный суд» (1880) писатель опирался на материалы из «Новгородских епархиальных ведомостей», чтобы показать нравы церковных служителей.

Лесков был мастером сатиры и тонким наблюдателем человеческой природы. К фактам из новгородской действительности восходит содержание небольшого рассказа «Путешествие с нигилистом» (1882). Его сын, Андрей Лесков, в книге «Жизнь Николая Лескова» описал, как в основе этого рассказа лежит реальный случай, о котором писатель узнал от институтской подруги своей дочери:
«Бойкая и бывалая мадам Сарандинаки, — сообщает Андрей Лесков, — проявляя актёрский темперамент и наблюдательность, рассказывает, как зимой ездила на святки по узкоколейке к родным в Старую Руссу, и какой-то желчный господин на все уговоры взять с сиденья его чемодан коротко бросал: “Не желаю”. В Руссе его собирались привлечь к какой-то ответственности, но тут он был почтительно встречен местными чиновниками. Оказалось, что это большая персона, а чемодан не его. Через три года тема воплотилась в хорошо развёрнутый весёлый рассказ».
Николай Семёнович Лесков оставил богатое литературное наследие, включающее множество повестей, романов и рассказов. Однако последние годы его жизни были омрачены тяжёлой болезнью — астмой, которая в конечном итоге привела к его смерти 21 февраля (5 марта) 1895 года. Писатель был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.