Муравьёв Андрей Николаевич (1806–1874)

Родившийся в Москве в 1806 году, Андрей Николаевич стал одной из самых колоритных и многогранных фигур своей эпохи. Выходец из знаменитого рода (его братьями были декабрист Александр Муравьёв, генерал Николай Муравьёв-Карский и государственный деятель Михаил Муравьёв-Виленский), Андрей Николаевич с юности вращался в кругу лучших умов России.

Наставником Андрея Николаевича был поэт и переводчик Семён Раич, в литературном кружке которого состояли будущие творцы русской культуры: Фёдор Тютчев, Михаил Погодин, Степан Шевырёв. Он был лично знаком с Пушкиным, Баратынским, Грибоедовым, а в его квартире молодой Лермонтов написал стихотворение «Ветка Палестины» с посвящением хозяину. Сам Муравьёв пробовал силы и в драматургии, и его ранняя трагедия «Владимир» была замечена и одобрена Вяземским.

Но переломным моментом его жизни стало путешествие, предпринятое по окончании русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Получив высочайшее дозволение, он отправился в паломничество по Святым местам. Побывал в Иерусалиме, Египте, Константинополе. Эта поездка, совершенная молодым аристократом вскоре после войны, была воспринята обществом как символический акт, указывающий на религиозную миссию России на Востоке.

В рамках своего паломничества по России Андрей Муравьёв особое внимание уделил северо-западным землям. Уже в начале 1830-х годов он посетил Юрьев новгородский монастырь — одну из древнейших и наиболее почитаемых обителей Новгородской земли.

Поездка в Новгород стала частью большого путешествия 1838 года, когда Муравьёв, уже будучи известным духовным писателем, посетил Новгород и другие города. Именно новгородские святыни, наряду с киевскими, составляли основу его представлений о «Святой Руси».

В своем главном труде «Путешествие по святым местам Русским», который многократно переиздавался, Новгороду и его монастырям отведено значительное место. В пятом, наиболее полном издании 1863 года, куда вошли все его работы о русских странствиях, описания новгородских святынь заняли достойное место среди очерков об Оптиной пустыни, Соловецком монастыре и других духовных центрах России.

Успех «Путешествий по святым местам Русским» определил дальнейшую судьбу Муравьёва. Он оставил драматургию и всецело посвятил себя «церковной литературе», поставив перед собой цель «сблизить общество с Церковию». Находясь на службе при Святейшем Синоде (1833-1842), а затем в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, он стал плодовитым писателем и влиятельным церковно-общественным деятелем. Его «Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви» выдержали десять переизданий и были переведены на множество языков. Он создал учебник «Изложение Символа веры» и первую популярную «Историю Российской Церкви», которая также была переведена на английский, французский и немецкий. Его перу принадлежат полемические сочинения против католичества и раскола, такие как «Правда Вселенской Церкви о Римской» и «Раскол, обличаемый своею историей».

Всю жизнь Андрей Николаевич провёл в странствиях, описывая святыни Русской земли в многократно переиздававшемся «Путешествии по святым местам русским». Его «Русская Фиваида на Севере» поэтически запечатлела монашеские обители Вологодского края. Он побывал в Грузии и Армении, а его второе большое путешествие на Восток (1849-1850) позволило Андрею Николаевичу создать фундаментальный труд «Письма с Востока». Благодаря его энергии и связям был основан русский Андреевский скит на Афоне, а в Мирах Ликийских, на месте упокоения святителя Николая Чудотворца, начались работы по восстановлению древнего храма.

Завершением его многолетних трудов стали монументальные двенадцатитомные «Жития святых Российской Церкви» — первый в России опыт создания светской агиографии, а также фундаментальное исследование «Сношения России с Востоком по делам церковным».

Андрей Муравьёв был человеком страстным и неутомимым, «горячим ревнителем добра», как о нём отзывались. Камергер императорского двора, действительный статский советник, почётный член Санкт-Петербургской Академии наук — он мог бы сделать блестящую светскую или чиновничью карьеру. Однако страсть к словесности и глубокое религиозное чувство определили его уникальный путь, сделав его духовным писателем, историком Церкви и, как его называли современники, «ревностным защитником Православия».

Его сочинения, хоть и критиковались некоторыми учёными за поспешность и ошибки, тем не менее пробудили в русском обществе, и в первую очередь в высших его кругах, живой интерес к вере, истории Церкви и святыням Православия. Через его книги современники заново открывали для себя духовные сокровища собственной страны и христианского Востока, а его жизнь стала примером самоотверженного служения Церкви на ниве слова и добрых дел.