Полевой Николай Алексеевич (1796–1846)
Пионер русской журналистики и ярчайшая фигура литературы первой половины XIX века: писатель, драматург, критик, журналист, историк и переводчик. Родившись в Иркутске в купеческой семье, Николай Полевой не получил систематического образования. Однако, рано научившись грамоте, молодой человек с жадностью поглощал книги из отцовской библиотеки. Уже с десяти лет он начал писать стихи и пьесы.
После переезда семьи в Курск, а затем поездок в Москву и Петербург, Николай Полевой остро осознал пробелы в своих знаниях и с невероятным упорством занялся самообразованием. Работая за прилавком днём, ночами занимался изучением языков и русской грамматики. Его труд был отмечен Императорской Академией наук, которая наградила его серебряной медалью за трактат «Новый способ спряжений русских глаголов».
В 1825 году Николай Алексеевич начал издавать журнал «Московский телеграф», ставший значительным событием в культурной жизни России. Журнал, созданный по образцу передовых европейских «обозрений», был энциклопедичным: на его страницах освещались литература, история, наука и искусство. Именно Полевой ввел в широкий оборот слово «журналистика», которое поначалу воспринималось неоднозначно.
«Московский телеграф» стал рупором романтизма, пропагандируя творчество Шекспира, Бальзака, Байрона, Гофмана, а также русских авторов – Жуковского, Баратынского и других. Полевой, будучи идеологом «третьего сословия», смело выступал против литературных авторитетов, критикуя их за оторванность от народа. Его резкий отзыв на патриотическую пьесу Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» стал причиной закрытия журнала по личному распоряжению Николая I в 1834 году.
Как писатель Полевой был ярким представителем романтизма. Ему принадлежат повести «Блаженство безумия», «Живописец», «Эмма». Центральная тема его прозы – конфликт талантливого разночинца с сословными предрассудками дворянского общества.
Особое место в его наследии занимает драматургия. Полевой написал около 40 пьес, в основном на сюжеты из русской истории: «Елена Глинская», «Параша-сибирячка», «Ломоносов», «Костромские леса», «Ермак Тимофеевич». Его пьесы, несмотря на критику со стороны прогрессивных литераторов, пользовались огромным успехом у публики. Также Полевой выполнил знаменитый, хотя и вольный, прозаический перевод «Гамлета» Шекспира.
Главным историческим трудом Николая Алексеевича стала «История русского народа» (1829–1833), задуманная как полемический ответ «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Полевой стремился перейти от хроники правлений к изучению «органического» развития народа. Если Карамзин видел в истории становление самодержавия, то писатель искал в прошлом развитие «народного духа». Как и многие исследователи того времени, именно в политическом устройстве Древнего Новгорода Николай Полевой нашёл идеальное воплощение своих идей. Его исторические прозрения были новаторскими: он одним из первых верно указал, что новгородцы присутствовали на вече не как стихийная толпа, а как полномочные представители городских концов, уловив в нём зачатки представительной системы. Более того, исследователь проводил параллели между Новгородом и вольными городами-коммунами Западной Европы, тем самым встраивая русскую историю в общеевропейский контекст.

Свои исторические концепции Полевой перенёс и на сцену. В пьесе «Иголкин, купец новгородский» он художественно воплотил свой идеал сильного, независимого и граждански активного человека из купеческой среды. Новгород становился для него символическим пространством свободы, где мог разворачиваться конфликт талантливого разночинца с сословными преградами.
После переезда в Петербург Полевой, испытывая финансовые трудности, активно работал в различных изданиях: редактировал «Сын отечества», вместе с Н. И. Гречем издавал «Русский вестник», руководил «Литературной газетой». В эти годы его взгляды сместились в сторону консерватизма, и он выступал против В. Г. Белинского и «гоголевского направления». Однако даже Белинский в некрологе признал значительные литературные заслуги Полевого.
Умер Николай Полевой в 49 лет, став одним из первых, кого похоронили на знаменитых Литераторских мостках Волкова кладбища Санкт-Петербурга. Последующие поколения видели в нем предшественника разночинской интеллигенции, хотя его собственные сочинения довольно быстро оказались в тени новой литературной эпохи. Тем не менее, его вклад в становление русской журналистики, популяризацию романтизма и развитие исторической драмы остается неоспоримым.