Полякова Надежда Михайловна (1923–2007)

Талантливая русская поэтесса, прозаик и переводчик родилась на лесном хуторе близ деревни Басутино Боровичского уезда Новгородской губернии в семье рабочего и крестьянки. Ее отец был мастером по дереву. Детство, проведенное среди красот новгородской природы, навсегда оставило глубокий след в душе будущей поэтессы и впоследствии ярко отразилось в ее творчестве.

В школьные годы Надежда переехала в Ленинград, где ей посчастливилось заниматься в Доме литературного воспитания школьников (Институте художественного воспитания). Уже в 1940 г., в возрасте шестнадцати лет, в журнале «Смена» было опубликовано ее первое стихотворение «Весеннее». Однако мирная жизнь оборвалась в июне 1941 г., когда Полякова только окончила 10-й класс. С началом Великой Отечественной войны она участвовала в оборонных работах: три месяца рыла окопы и противотанковые рвы под Малой Вишерой. С 1943 г. она служила делопроизводителем в действующей армии. Военные годы стали тяжелым испытанием для поэтессы, и потому к этой теме в своем творчестве она обращалась крайне редко.

После войны Надежда Полякова поступила в Ленинградский университет и полностью посвятила себя литературе. Ее творческий путь был необычайно плодотворен: она автор около 40 сборников стихов и прозы для взрослых и детей. Уже первый сборник «Право на счастье» (1950) показал ее как зрелого поэта с уникальным видением. Особое место в ее творчестве заняли рассказы о новгородской деревне, в которых она с глубоким пониманием изображала послевоенную сельскую жизнь и сложные человеческие судьбы. Позднее, в сборниках «Журавли над Метою» (1957) и «Друзья зовут меня в дорогу» (1959), с особой любовью были описаны пейзажи родного края.

Надежда Михайловна часто возвращалась в родные места, на берега любимой Мсты, где встречалась с читателями. Неоднократно она посещала и Новгородскую областную библиотеку, проводя литературные встречи. В своих произведениях она с теплотой и ностальгией вспоминала боровичские пейзажи, а в рассказах «Жених», «Люба», «Возвращение» создала проникновенные образы новгородской деревни.

В 1960-е годы Полякова обратилась к детской литературе, создав такие замечательные книги, как «Заколдованная девочка» (1961), «Стихи и картинки про Диму Половинкина» (1964) и «Детский сад для зверят» (1966). Параллельно она занималась переводами с чувашского и удмуртского языков, а также писала статьи о русской классике, особенно о Пушкине и Гоголе.

С 1967 по 1989 г. поэтесса активно выступала в Ленинградской филармонии, участвуя в четырнадцати литературных вечерах. В перестроечные годы, когда «стихи перестали кормить», она, никогда ранее не преподававшая, пошла работать учителем русского языка и литературы, но не прекращала писать. Ее поздние сборники «Мгновения» (1982), «Срез яшмы» (1985), «Черный жемчуг» (1996) отличались глубиной философских размышлений и откровенностью. Даже в преклонном возрасте она продолжала творить: свой последний сборник «Крик тишины» она выпустила в 2005 г.

Надежда Полякова прожила долгую и насыщенную жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие, в котором особое место занимали воспоминания о родной новгородской земле и размышления о судьбе человека.