Светлов Михаил Аркадьевич (1903–1964)

Будущий советский поэт, драматург, журналист и военный корреспондент Михаил Аркадьевич Светлов (Мотл Аронович Шейнкман) родился в Екатеринославе 17 июня 1903 года в еврейской семье мелкого ремесленника.
С детства начали вырисовываться контуры будущей профессии Светлова. Так, современники отмечали, что будущий поэт уже с юного возраста проявлял интерес к литературе, зачитываясь классиками русской поэзии — Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым.
В 1914–1917 гг. Михаил Светлов учился в начальном (четырехклассном) Екатеринославском училище, параллельно работая, чтобы финансово помочь семье.
Но Октябрьское восстание 1917 г. внесло значительные коррективы в жизнь будущего поэта и всей страны. Проникшись большевистскими идеями, в 14-летнем возрасте он добровольно вступил в ряды Красной Армии. Светлов стал частью поколения, которое выросло в огне войны, революций и прочих социальных потрясений. Но, несмотря на лишения и тяжесть жизни в новой России, его ранние стихи отражают романтику революционной борьбы и веру в светлое будущее.
Псевдоним «Светлов» стал использоваться поэтом с 1919 г., когда были опубликованы его первые сборники стихов: «Рельсы», «Стихи», «Корни». В этот период Светлов становится известным как поэт, воспевающий революцию и Гражданскую войну. Его стихи наполнены героическим пафосом, верой в новое общество, интернациональную солидарность и показывают живых людей с их мечтами, страхами и надеждами.
В 1926 г. Михаилом Светловым создается «Гренада» – одно из самых известных его стихотворений, ставшее настоящим гимном интернациональной романтики для целого поколения. Посвященное мечте испанского крестьянина, который хочет освободить свою родину, — оно наполнено символизмом народной борьбы за социальную справедливость. Строки из «Гренады», положенные на музыку, стали песней, приобретшей популярность среди комсомольцев.
В 1930-е гг. пафос строительства социализма нашел свое отражение в творчестве Михаила Светлова. Поэт пишет о героях труда, первых пятилетках, великих стройках, таких как Магнитка и Кузбасс. Его стихи этого периода часто носят публицистический характер, но не лишены и романтики. Например, в стихотворении «Песня о Каховке» (1935) он воспевает боевое братство и память о Гражданской войне.
На Новгородской земле Михаил Аркадьевич побывал в 1942–1943 гг. в качестве корреспондента на Ленинградском фронте, а позднее на Северо-Западном фронте. В годы войны Михаил Аркадьевич, будучи корреспондентом, не отсиживался в тылу. В 1942 г. поэт участвовал в операции по окружению 16-й немецкой армии под Демянском. Писательская база, на которой работал Светлов и его коллеги, располагалась в деревне Головеньки в нынешнем Поддорском районе. Редакция газеты «На разгром врага», в которой работал поэт, находилась там же. В этой газете было опубликовано множество поэтических произведений Светлова, таких как «Каховка», «Каленые сибирские морозы», «Слава бесстрашному», «Бородино», «Фронтовая ночь» и др. В сочиненном на Новгородской земле знаменитом стихотворении «Итальянец» Михаил Светлов отразил свою гуманистическую позицию, выражая сочувствие к врагу, который, в глазах поэта, тоже был жертвой войны.
Итальянец
Черный крест на груди итальянца, Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,— Где собой и друзьями гордился,
Небогатым семейством хранимый Где былины о наших народах
И единственным сыном носимый… Никогда не звучат в переводах.
Молодой уроженец Неаполя! Разве среднего Дона излучина
Что оставил в России ты на поле? Иностранным ученым изучена?
Почему ты не мог быть счастливым Нашу землю — Россию, Расею —
Над родным знаменитым заливом? Разве ты распахал и засеял?
Я, убивший тебя под Моздоком, Нет! Тебя привезли в эшелоне
Так мечтал о вулкане далеком! Для захвата далеких колоний,
Как я грезил на волжском приволье Чтобы крест из ларца из фамильного
Хоть разок прокатиться в гондоле! Вырастал до размеров могильного…
Но ведь я не пришел с пистолетом Я не дам свою родину вывезти
Отнимать итальянское лето, За простор чужеземных морей!
Но ведь пули мои не свистели Я стреляю — и нет справедливости
Над священной землей Рафаэля! Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах… 1943

Послевоенная поэзия Светлова («Горизонт», «Бессмертие», «Любовь») затрагивает темы времени, истории, человеческой судьбы и роли поэта в обществе, поднимая вечные философские вопросы. В 1931–1962 гг. Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок). На протяжении ряда лет он преподавал в Литературном институте.
Михаил Светлов был не только талантливым поэтом, но и человеком, чье творчество глубоко связано с историческими событиями XX в. Его стихи стали отражением эпохи, в которой он жил, и продолжают оставаться актуальными благодаря своей искренности, романтизму и философской глубине. Светлов оставил значительный след в советской литературе, а его произведения своей человечностью и верой в лучшее будущее вдохновили не одно поколение читателей.
Михаил Аркадьевич Светлов скончался от неизлечимой болезни 28 сентября 1964 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.