Якушкин Павел Иванович (1822–1872)
Писатель, этнограф и фольклорист родился 26 января 1822 г. в усадьбе Сабурово, располагавшейся в Орловской губернии, в обеспеченной дворянской семье. Его отец, Иван Андреевич, служил в гвардии, затем вышел в отставку в звании поручика и поселился в деревне, где женился на крепостной крестьянке Прасковье Фалеевне.
Павел Якушкин обучался в Орловской гимназии, где выделялся среди сверстников своими грубыми манерами и неряшливым внешним видом, не соответствующим его дворянскому происхождению. В 1840 г. Якушкин поступил на физико-математический факультет Московского университета, учился до 4-го курса, но не завершил обучение, увлекшись изучением народного творчества. Познакомившись с известным фольклористом Петром Васильевичем Киреевским, Якушкин загорелся идеей отправиться в этнографическую экспедицию. Уже в 1844 г. в журнале «Москвитянин» появилась его первая публикация: «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях, записанных в Малоахангельском уезде».
Для своих пеших путешествий по России Павел Иванович отпустил бороду и наряжался в крестьянскую одежду. Экспедиции вынуждали исследователя отказываться не просто от минимального комфорта, но и нередко подвергать свою жизнь опасности. Во время очередного странствия Павел Иванович переболел оспой, после которой до конца своей жизни ходил с изъеденным лицом.
Часть записей, созданных в период с 1846 по 1849 гг., была впоследствии утеряна, но вклад Якушкина в собрание Петра Киреевского – около 2 тысяч текстов, оказался самым значительным. Помимо помощи Петру Васильевичу, молодой фольклорист сотрудничал с Александром Афанасьевым и Владимиром Далем.
Финансовые трудности вынудили исследователя пойти в качестве преподавателя истории и географии в уездных училищах Харьковской губернии. Вернулся к фольклористической экспедиционной деятельности Павел Иванович в мае 1858 г.
Большая заслуга Якушкина заключается в его следовании методике собирания фольклора, выработанной его наставником Киреевским. Подход фонетически точной записи текстов, выявления фольклорного репертуара населенных пунктов, ведение собирательского дневника – позволили наиболее полно и достоверно отразить в своих работах специфику народного языка и философии.
Особый интерес для нас представляет экспедиция, в которую как корреспондента Павла Ивановича направил славянофильский журнал «Русская беседа». Результатом командировки Павла Якушкина по Северо-Западным землям Российской Империи в 1850-х гг., стали «Путевые письма из Новгородской и Псковской губернии».
В начале декабря 1858 г. через станцию Чудово Павел Иванович добрался до Новгорода. По приезде в Новгород Якушин познакомился с коллегами небезызвестного педагога и сатирика Ивана Павловича Можайского: «Познакомился с И.К. Куприяновым и Н.К. Отто, учителями гимназии, и с Отто ездил вчера по Новгороду». В своих записях писатель сокрушается утратой столицей Северо-Западной Руси своего блеска и влияния: «Новгород чрезвычайно похож на кладбище, усеянное памятниками. Умерла воля новгородская, остались одни памятники, да и те по возможности испорчены».
В работе Павел Якушкин собран обширный материал, касающийся истории Новгородского края: легенды, предания, былины. Не обделил вниманием исследователь и местных жителей. В Старом Ракомо путешественник ходил по избам крестьян, записывал свои с ними беседы. Автор анализирует времяпрепровождение и фольклор молодых людей Новгородской с населением других губерний.
По дороге из Ракомо в Спас-Епископец Якушин записывал рассказы рыбаков о ловле рыбы на Ильмене зимой, о нравах и обычаях. В Старой Руссе он изучил достопримечательности города, познакомился с библиотекой старых книг Фон-Зона, посетил училище, записал истории об периоде «аракчеевщины».
В 1858 г. переехал в Петербург. Начал писать для «Искры», «Библиотеки для Чтения», «Отечественных Записок» и других журналов. В последующие годы были опубликованы его произведения, такие как: «Велик бог земли русской!» (1863), «Из рассказов о крымской войне» (1864), «Бунты на Руси» (1866), и др.
Поездка в Псковскую губернию летом 1859 г. стала одновременно неудачной и удачной для Павла Якушкина. С одной стороны, писатель рассказал на страницах журнала «Русская беседа» о своем задержании псковской полицией на несколько дней по надуманному предлогу. С другой стороны, рассказ о произволе полиции принесла писателю всероссийскую известность.
Из-за противодействия полиции во время проведения гражданской казни революционера Николая Чернышевского 19 мая 1864 г. Якушин был взят под гласный надзор полиции.
В апреле следующего года писатель был выслан на родину, затем переведен в Красный Яр Астраханской губернии, где он и прожил несколько лет. Осенью 1871 г. ему, уже больному, позволено было переехать в Самарскую губернию.
Скончался Павел Иванович Якушин 20 января 1872 г. в Самарской больнице.
Из книги «Народные русские песни из собрания П. Якушкина», Санкт-Петербург, 1865. С. 131.
Ни сиди-тко, Дунюшка, поздно с вечира,
Ты ни жги ль, Дунюшка, огня до билова дня,
Что до билинькова до денёчка, до краснова солнышка.
Что на утриний-та зари Дунюшка притомилася.
На тесовенькую кровать спать Дуня лажилася.
Что повиделся Дунюшки сон, сон нерадостян,
Ни про батюшка Дунюшки сон, ни про роднуя матушку,
Што повидился Дуни сон про мила́ дружка,
Про милянькаго дружка Дуни, только пра Иванушка.
Вот сказали только про нево во далях живет,
Во далях живя, только в Новигороде,
Ни работушку работат, работу тяжелаю,
Да ни в Питере жил, ни в славной Москве,
Что живет-то, мой милой, в Новигороде,
Ни в работниках работат работу тяжелую.
Ни в работниках живя – сам хозяином.
Ставит миленькай, ставит домы каменны.
Прислал-то миленькай пёсьмо он, посылочку,
Ён прислал ко мне посылочку – розову косынёчку,
Ён не новую прислал: старую совсем поношена.
Вот велел миленькой носить, прежде вымати,
Ни в речной-то воды мыть, ни в колодешной.
Ён велел, родименькой-то, смыть в горючиих-то слезах.
Подпись к песне гласит: «8 декабря. Спасо-Пископец. Пел ловец Леонтий Иванов. Новгородск. Уезда».